Дорожный фонд Свердловской области усохнет на треть

Дорожный фонд Свердловской области в 2017 году сократится на 38% или 7,1 млрд рублей из-за падения отчислений по акцизам. Основные средства пойдут на выполнение приоритетных проектов, в том числе подготовку Екатеринбурга к чемпионату мира по футболу – 2018. На этом фоне субсидии остальным муниципалитетам на строительство и ремонты дорог неизбежно сократятся, а конкуренция за их получение вырастет. В первую очередь на них претендуют города с уже начатыми проектами дорожного строительства. При этом недоосвоение отдельными муниципалитетами средств в текущем году, по словам вице-губернатора региона Сергея Швиндта, не станет ограничивающим фактором при распределении субсидий, сохранять которые удается отчасти благодаря пролонгации транспортного налога.

Сегодня Законодательное собрание Свердловской области утвердило продление транспортного налога еще на 3 года – с 1 января 2017 по 31 декабря 2019 года. Ставки сбора, которые, по словам и.о. министра экономики Дмитрия Ноженко, одни из самых низких в стране, не изменятся. Общие поступления от транспортного налога в дорожный фонд составят в текущем году 1,9 млрд рублей. Недобор в следующие периоды, по мнению депутатов, возможен из-за переноса сроков платежа с октября на декабрь. Однако ряд парламентариев принципиально не согласились с продлением сборов.

«Предполагалось, что в замещение транспортного налога будут вводить акцизы на бензин. Но этого не случилось. Появились только новые сборы за «Платон», – заявил депутат от «Партии пенсионеров» Евгений Зяблицев.

Депутат «Партии пенсионеров» Евгений Зяблицев справа

Его поддержали 11 оппозиционеров, голосовавшие против принятия законопроекта. Впрочем, и сами «единороссы», хоть и провели большинством голосов изменения, правоту коллег вынуждены были признать.

«Действующий принцип формирования налоговых ставок – анахронизм. Мы считали тогда (на момент принятия закона о транспортном налоге в 2003 году. – Прим. ред.), что 84% принадлежит государству, а 16% – частным лицам. Сейчас большая часть транспорта принадлежит частным лицам. Рано или поздно, президент говорит, что отменим ставки, но сегодня экономическая ситуация этого не позволяет. Мы не можем отказаться от 2 млрд рублей… Сегодня федеральные органы не разделяют политику расщепления акцизов», – объяснил глава комитета по бюджету Заксобрания Владимир Терешков.

В общем объеме формирования дорожного фонда, по словам Дмитрия Ноженко, на транспортный налог приходится 18%, 80% дают акцизы и 2% – штрафы и прочие источники. При этом в будущем году поступления от акцизов на топливо и нефтепродукты в региональный бюджет сократятся, хотя размеры их частично вырастут. Так, на дизтопливо ставка увеличится на 28,5%, на прямогонный и автомобильный бензин – останется на уровне 2016 года, на моторные масла снизится на 10%. Кроме того, уменьшены нормативы отчисления от акцизов на нефтепродукты с 3,1806% до 3,1431%, что приведет к потере в консолидированном бюджете региона 100 млн рублей, в муниципальных – 11,3 млн рублей. Наибольшие корректировки повлекло изменение федеральных нормативов отчислений от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов – с 88 до 61,7%. В результате Свердловская область лишилась 4,5 млрд рублей, из которых на собственно региональный бюджет приходится 4,1 млрд рублей. Суммируя все изменения, глава областного Минфина Галина Кулаченко заявила о сокращении объема дорожного фонда в 2017 году до 10,1, что ниже показателей текущего года на 7,1 млрд рублей. В 2018 году в него поступит, по планам ведомства, 9,9 млрд рублей, в 2019 – 10,6 млрд рублей.

Министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко

В проекте бюджета на обеспечение сохранности дорожной сети на территории Свердловской области направят 8 млрд рублей, 3,2 млрд – на программу развития Екатеринбурга «Столица», в том числе 1 млрд рублей – за счет субсидий на строительство объектов дорожной инфраструктуры в рамках подготовки к ЧМ-2018. По словам вице-губернатора Сергея Швиндта, основные усилия сосредоточатся на завершении начатых работ вокруг Центрального стадиона, маршрутах визита межведомственной экспертной группы FIFA, втором пусковом комплексе ЕКАД. Плюс в планах чиновников, несмотря на финансовые ограничения, – начать строительство третьего пускового комплекса кольцевой автодороги. Как сообщала ранее «Правда УрФО», стоимость работ на данном отрезке оценивалась в 7,8 млрд рублей. Дополнительные средства чиновники надеются получить от использования системы «Платон», а также за счет федерального бюджета.

«В 2017 году мы ожидаем дополнительных поступлений на ЕКАД. Ваша задача – разработать требования к качеству. У людей вызывают вопросы качество работ и выбор подрядчиков», – предупредил чиновника губернатор Евгений Куйвашев.

При активизации работ на объектах дорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 и снижении общего объема дорожного фонда, как признал Сергей Швиндт, количество субсидий на строительство трасс в муниципалитетах сократится. В первую очередь средства будут направлены на окончание уже начатых проектов в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Серове. За финансирование новых объемов муниципалитетам придется серьезно конкурировать. При этом результаты освоения ранее выделенных им на дорожные цели денег учитываться не будут, что отчасти дает шансы, например, Качканару сохранить или кардинально не уменьшить объемы поддержки.

Вице-губернатор Свердловской области Сергей Швиндт в центре

«Бюджетный кодекс позволяет финансировать муниципалитеты в тех объемах и на те же цели», – подчеркнул в беседе с обозревателем «Правды УрФО» Сергей Швиндт. Детально муниципалитеты представят планы дорожных работ и, соответственно, финансирования на согласительных комиссиях по бюджету-2017.