Ветеран уральской политики Евгений Зяблицев уверен — аресты свердловских чиновников заставят областное правительство повернуться лицом к социальным законопроектам. Депутата неоднократно пытались урезонить черным пиаром. Его сторонников запугивали похоронными венками. Но Зяблицев настроен решительно. И снова, несмотря на угрозы, идет на выборы. Как депутат борется с мошенниками, какие задачи ставит перед собой на ближайшую пятилетку — в материале «URA.Ru».
Евгений Зяблицев — один из ветеранов свердловской политики. Он трижды избирался в Госдуму РФ, в 2011 году стал депутатом Законодательного собрания Свердловской области. И каждый раз мандат доставался ему с боем, после напряженного противостояния с соперниками, имевшими проблемы с законом.
В 2000 году ему противостоял криминальный олигарх Павел Федулев, отбывающий сейчас длительный тюремный срок за рейдерство. В 2003 году его оппонентом в Верх-Исетском округе стал бывший гендиректор ОАО «Екатеринбургский завод ОЦМ» Николай Тимофеев. Он проходил по делу о хищении с завода ОЦМ 32,7 тонн золота и платины из госфонда. Счетная палата тогда оценила ущерб государству в размере 16 миллиардов рублей. Спустя восемь лет оппонентом Зяблицева стал известный оппозиционер Леонид Волков, против которого недавно было возбуждено дело по факту нападения на журналиста Lifenews.
Набор противопоставляемых Евгению Зяблицевым «черных» технологий также всегда был стандартным. Его фамилию писали в исковерканном виде на стенах, оппоненты выставляли против него двойников. На этих выборах история повторяется. Одним из оппонентов депутата на сентябрьских выборах может стать бард Александр Новиков, проведший в советскую эпоху почти 5 лет в тюрьме. В мае Новиков снова стал фигурантом громкого уголовного дела, которое будет расследоваться на протяжении всей предвыборной кампании. Агитировать за себя бард будет одновременно с походами к адвокатам и следователям.
— Участники нынешних выборов будут массово применять технологии 90-х: подкуп, дезинформацию, регистрацию кандидатов-двойников. Готовы снова держать удар?
— Всегда готов. Мне не привыкать. Каких только небылиц про меня не выдумано.
Я и альфонс, выставляющий жен из квартир, и дебошир-пьяница, и организатор каких-то криминальных сходок.
Монстр кровавый, а не человек. Авторы этих «сливов», похоже, руководствуются принципом Геббельса: чем больше ложь, тем охотнее в нее верят. Истинные заказчики таких сплетен не показываются, остерегаясь уголовной ответственности за клевету. Но избиратели умнее, нежели считают многие политики. Люди знают меня и мои дела уже два десятилетия. И такие публикации вызывают у них смех.
— А министры отвечают перед депутатами за свои слова и действия? Говорят, что некоторых чиновников вы до отставки доводили?
— Я за то, чтобы в политике побеждал разумный, а не тот, кто кирпичи о собственный лоб разбивать умеет. Но наши министры всеми способами пытаются уйти от обсуждения горячих тем. У них как никогда популярна схема «похорохорился — спрятался». Взять хотя бы экс-главу областного минздрава Аркадия Белявского. На первой встрече с ним в 2012-м я потребовал решить вопрос с поликлиникой на Синих Камнях. Белявский поклялся сделать все возможное. Но обещание не сдержал. За что, в том числе, и поплатился. С должности его сняли. С новым главой минздрава я уже встретился, передал ему свои предложения по округу (нужно обязательно вернуть приемы врачей на Компрессорном, в поселке Чапаева, на Птицефабрике). Жду ответной реакции министра и конкретных его действий. Иначе скоро вместо открытия поликлиник придется кладбища расширять.
— Вопрос с медициной, действительно, злободневный. Многие люди самолечением занимаются, т. к. к врачу не могут попасть.
— Да, и становятся легкой добычей для жуликов. Недоступность официальной медицины на руку мошенникам. Ко мне в приемную поступает масса обращений от жителей. В Екатеринбурге по квартирам ходят люди и убеждают горожан (обычно пенсионного возраста) купить чудо-аппараты от всех болезней, волшебные таблетки-пустышки, фильтры для превращения воды из-под крана в целебную. Жители им верят, отдают последние деньги. А потом получается, что деньги выброшены на ветер — все это оказывается яркой, но бесполезной мишурой. Вернуть деньги обратно сложно.
Но через суд справедливость все-таки удается восстановить. У нас выиграно, например, три суда по водяным фильтрам (пенсионерам, по решению суда, должны будут вернуть суммы от 60 до 90 тысяч рублей). Через службу судебных приставов помогли вернуть жительнице 170 тысяч рублей, которые она потеряла, обратившись за установкой окон в недобросовестную компанию. Постоянно помогаем горожанам возвращать деньги, переплаченные за отопление. В 2015 году по дому с ул. Большакова добились перерасчета за тепло в размере 1,8 млн рублей, возврат на квартиру составил 3000-5000 рублей. В 2014 году по моему обращению был сделан перерасчет жителям нескольких многоэтажек на Птицефабрике. Вернули в общей сложности 3 млн рублей. С мошенниками нужно бороться. Мой опыт доказывает, что управу на них найти можно.
— Другие депутаты как относятся к вашим инициативам?
— К сожалению, часто приходится бороться с коллегами из парламентского большинства. Вернее, даже не с ними, а с чиновниками, которые стоят за их спинами. Законопроект о поддержке «детей войны» блокировали несколько раз. Причина надумана — якобы нет средств в бюджете. Но недавние аресты чиновников из правительства наглядно показали, куда уходят деньги — в карманы конкретных министров и их подчиненных. А еще тратятся на никому не нужные многомиллиардные проекты вроде строительства выставочного центра на болоте…
Недавно я предложил принять законопроект о внесении изменений в закон «О ветеранах труда Свердловской области». Сейчас на звание ветерана труда могут претендовать жители с большим стажем работы (35 лет для женщин, 40 — для мужчин), при обязательном наличии у них грамот и наград из утвержденного списка. Нет нужных грамот — нет звания. И доплаты к пенсии (сейчас это 774 рубля в месяц) тоже нет. По мне, так это несправедливо. Звание нужно давать не за награды, а за многолетний добросовестный труд, т. е. только по стажу. Губернатор и правительство мой законопроект не поддержали. Одна надежда на депутатов. Людям этот закон очень нужен. Мы провели опрос на улицах города и всего за три дня собрали 4500 подписей.
— Вы много уделяете внимания поддержке пожилого поколения. А молодым что можете предложить?
— Я регулярно вношу законопроекты в поддержку семей с детьми. В этом году отстояли для многодетных родителей право на компенсацию за покупку школьной формы детям. Также я предлагал предоставлять льготы по оплате взносов на капремонт семьям с пятью и более детьми, но законопроект отклонили. Сейчас предлагаю, если ребенка в возрасте от полутора до трех лет не взяли в муниципальный садик, выплачивать его родителям ежемесячное пособие в размере 6000 рублей. Такой закон очень нужен семьям с маленькими детьми. Ясли сейчас упразднили. Матери вынуждены сидеть дома, пока ребенку не исполнится 3 года. А пособие после полутора лет смехотворное — 50 рублей в месяц.
Еще внес законопроект о бесплатном питании для всех свердловских школьников. Бесплатно в школьных столовых сейчас питается лишь начальная школа и льготники, остальные дети не обедают вообще или заедают голод чипсами. И гробят свое здоровье. По этим законопроектам тоже проводим опрос горожан. Подавляющее большинство мои инициативы, в отличие от чиновников, поддерживает. Всего за пять лет работы в Заксобрании я подготовил 17 законопроектов и внес 62 поправки в действующие законы. Но инициативы мои часто стопорятся. Объяснить логически это сопротивление сложно. Представители власти чаще всего просто прячутся в «кусты».
— Избиратели помогают вам в работе?
— Они — моя главная надежда и опора. Еще в 1994 году я создал и по настоящее время руковожу общественным движением «Зяблицев-Фонд», куда входят сотни моих сторонников. Более 20 лет мы регулярно помогаем организациям инвалидов и ветеранов, образовательным и спортивным учреждениям, малоимущим жителям и всем тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Помощь разноплановая, но всегда реальная и та самая, которая нужна людям именно сейчас. Правда, не всегда это всем нравится. Недавно даже пришлось защищать граждан от бандитских угроз.
— Что вы имеете в виду?
— В этом году ко мне обратилась инициативная группа активистов почти 40 многоквартирников Октябрьского района. Их управляющая компания ООО «УК ЖКХ Октябрьского района» не соблюдала правила расчета платы за отопление. Жители платили лишнее. Мы быстро разобрались, направили в Департамент госжилнадзора запросы. «Управляшка» была вынуждена сделать перерасчет — в среднем, вернули по 1600 рублей на квартиру. Но потом жителям начали мстить. Возле квартиры одной из активисток совета дома появились матерные надписи краской на стене и две красные гвоздики.
А в одну из ночей в подъезд проникли двое мужчин и «украсили» стену первого этажа надписью «Покойся с миром», зажгли две свечи, поставили похоронный венок. На записи с видеокамер лиц незваных визитеров не рассмотреть: один был в маске, второй прятался под капюшоном куртки. Я обратился в полицию и прокуратуру, чтобы там разобрались в случившемся. И бороться с произволом «управляшек» после этого случая решил сам, без привлечения жителей (ради их безопасности). К счастью, такие истории —исключение из правил.
— Сегодня многие не верят, что ситуацию удастся переломить. Опасаются, что власть и дальше не будет работать так, как должна это делать…
— Чтобы переломить ситуацию, я и иду на выборы. Нужно закончить начатое. И сделать это у нас в области сегодня проще, чем было ранее. В СИЗО отправлены первые правительственные чиновники. Скоро за ними последуют другие. Власть не сможет больше прятаться от народа, игнорировать проблемы людей, пренебрегать мнением депутатов. Моя главная цель и задача — забота о свердловчанах, защита их интересов. Я точно знаю, каких перемен ждут люди, какие законы им нужны. И буду действовать. Как всегда, решительно.