Темп жизни современного мегаполиса таков, что успевать куда-то без наличия либо личного автомобиля, либо такси – становится все сложнее и сложнее. А это, в свою очередь, приводит к росту количества «железных коней» практически в геометрической прогрессии. При этом уже в 2013 году, то есть три года назад, показатель количества автомобилей на тысячу человек был выше, чем в обеих столицах: если в Москве и Петербурге эта цифра не превышала 400 машин, то в Екатеринбурге она составляла 450 (без учета иногородних и «транзитных» автомобилей). И вряд ли за истекшие три года это число сильно пошло вниз.
«Сегодня в городе столько машин, сколько предполагалось иметь к 2025 году… вместо 3-4 процентов, как предполагалось, количество автомобилей в Екатеринбурге растет на 7-8 процентов в год… Заторы в городе во многом вызваны тем, что автовладельцы злостно нарушают правила стоянки: занимают для парковки один и даже два ряда движения, резко снижая пропускную способность и без того нешироких улиц, особенно центральных, оставляют авто на остановках общественного транспорта», — сообщает «Российская газета – Урал».
Логично, что в таких условиях резко возрастает и значимость процедуры эвакуации неправильно припаркованных машин – и, соответственно, законность проведения этой процедуры. Эвакуировать автомобили нужно, поскольку это существенно дисциплинирует тех, кто привык ставить машины где вздумается, зачастую превращая трех-, а то и четырехполосные городские магистрали в «одноколейки». И с этой стороны претензий к сотрудникам ГИБДД нет, и вряд ли может быть. Но зачастую возникают проблемы иного рода.
«Многим из нас случалось второпях припарковаться под знаком «парковка запрещена». Потом за своим автомобилем приходится идти на штрафную стоянку. Некоторым везёт, и машину им отдают целую. Большинство же получает обратно авто с поцарапанной крышей, сколами, разбитым стеклом, а также другими повреждениями. И ведь потом ничего никому не докажешь, и ущерб тебе никто не возместит», — пишет депутат Евгений Зяблицев на своей странице в фейсбуке.
Главное препятствие состоит в том, что в Свердловской области практически не существует подзаконных актов, которые должны регламентировать процедуру эвакуации неправильно припаркованных автомобилей, и давать автолюбителям обжаловать незаконные действия погрузчиков, сотрудников ДПС, и т.д. Прежде всего это касается процедуры обязательной фотофиксации. Порядок её должно разработать и утвердить соответствующее региональное ведомство, иначе говоря – Минтранс Среднего Урала. Однако по какой-то причине этого до сих пор так и не сделано, несмотря на то, что даже прокуратура вынесла в адрес министра Александра Сидоренко соответствующее предписание.
В итоге, на сегодняшний день фотографии не могут, как того требует закон, служить доказательствами в случае потенциального административного судопроизводства по делам об эвакуации автомобилей. И автоинспекторы при составлении протоколов о задержании используют две одинаковых, с точки зрения результата, формулировки: либо автомобиль на момент оформления протокола уже имеет множественные повреждения, либо (что чаще) он сильно грязный, и повреждений на нем при первичном осмотре просто не наблюдается. Но автомобилистам это одинаково невыгодно – как говорится, что совой об пень, что пнем по сове…К тому же эвакуация машин осуществляется чаще всего волоком, с помощью лебедки, а от этого, как правило, ломается механическая трансмиссия автомобиля.
«Обращений очень много. То аккумулятор вытащат, то щетки снимут, могут и бампер оторвать. Был случай, когда на штрафстоянке на Гурзуфской [улице] машине испортили кузов по кругу. В салоне у человека лежала пачка билетов „Банка приколов“. Охранники этого не знали, и, чтобы добраться до купюр, отодрали рамки стекол, исцарапали багажник, чтобы через него в салон попасть, отковыряли все кнопки», — говорит уральский защитник прав автовладельцев Кирилл Форманчук.
Инспекторы не хотят связываться с фото- и видеофиксацией еще по одной простой причине. Дело том, что с 19 июня 2015 года (то есть уже больше года как), вступили в силу новые правила эвакуации автомобилей, где, среди прочего, есть и норма о том, что нарушивший правила и порядок эвакуации сотрудник ГИБДД подлежит, согласно статье 12.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штрафу в размере, ни много ни мало, 20 тысяч рублей. Разумеется, лишние доказательства своих нарушений, бьющие по карману – не нужны практически никому из бравых полицейских.
В конечном итоге, реагируя на обращения граждан, депутат Зяблицев (который вот уже не один десяток лет отстаивает интересы простых свердловчан с парламентской трибуны, и сейчас баллотируется туда снова – по одномандатному Октябрьскому избирательному округу №10) еще в прошлом году разработал cоответствующие поправки в закон Свердловской области от 20 июня 2012 № 57—ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств»
«Фотофиксация необходима, чтобы помочь автовладельцам, чьи транспортные средства были эвакуированы на специализированную автостоянку, избежать возникновения спорных ситуаций. А если такие произойдут, то упростить их разрешение. Закон прошел обязательную оценку регулирующего воздействия, но чиновники заволокитили этот вопрос и за год (!) не смогли подготовить нужный пакет документов. То есть нужная и полезная автовладельцам норма есть, но из-за бюрократов она не работает. Придётся перевести диалог с ними из формата «предлагаем разработать» в «заставим вас это сделать». Иначе, видимо, никак», — комментирует свою инициативу депутат Евгений Зяблицев
Как видим, Евгений Геннадьевич всерьёз настроен и дальше продолжать бескомпромиссную борьбу не только с произволом екатеринбургских чиновников, но, и что ещё важнее – с их откровенным попустительством. Этим он занимается уже более двадцати лет – сначала как предприниматель и бизнесмен, потом – как парламентарий, которого народ неоднократно облекал своим доверием как на федеральном, так и на региональном уровне. Осталось совсем немного (чуть больше месяца) до единого дня голосования, когда жители Екатеринбурга, в том числе и в Октябрьском районе города, снова придут к избирательным участкам, чтобы найти в бюллетенях фамилию своего кандидата в Законодательное Собрание Свердловской области. Будем надеяться, что жители уральской столицы, как и всегда, сделают сознательный и ответственный выбор. Выбор в пользу фамилии «Зяблицев».