Каждому жителю Екатеринбурга (да, собственно, и любого другого населенного пункта в России), конечно, хочется, чтобы его город был красив, процветал и привлекал к себе туристов, инвесторов и внимание властей. Но для того, чтобы этого достичь, надо вплотную заниматься вопросами благоустройства и украшения улиц, тротуаров, бордюров и тому подобное. Примером в этом смысле является масштабнейшая московская программа «Моя улица», развернувшаяся в 2015 году и продолжающаяся до сих пор.
«В этом году работы провели на 53 улицах, магистралях и площадях. Среди них — Тверская, Новый Арбат, Большая Якиманка, Моховая, а также часть Бульварного и Садового кольца. В рамках программы расширяют и ремонтируют тротуары, делают парковки, устанавливают скамейки и урны, уводят коммуникации под землю, модернизируют освещение, а также сажают деревья и кустарники», — сообщил официальный сайт мэра и Правительства Москвы
То же самое происходит и в у наших северных соседей в Югре, где ханты-мансийские строители уже принимают благодарности, хотя работы еще не закончены:
«В Междуреченском проводят долгожданные работы – реконструируют тротуары. Вдоль главной дороги посёлка – улицы Толстого – укладывают брусчатку. Больше километра тротуаров должны отремонтировать дорожники до конца октября, но обещают закончить раньше… Масштабное благоустройство коснётся и ещё пяти муниципалитетов Югры. На эти цели окружное правительство направило дополнительные средства. Их получат Сургут, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, а также Белоярский район… 350 миллионов рублей из окружной казны муниципалитеты смогут направить на ремонт тротуаров, благоустройство дворов и детских площадок, создание малых архитектурных форм», — передала телекомпания «Югра-ТВ»
Естественно, что в этом тренде оказалась и столица Среднего Урала. Еще в январе этого года председатель Комитета по строительству Администрации Екатеринбурга Николай Сметанин и начальник производственно-технического отдела Комитета Михаил Ладейщиков представили уральским журналистам документ со сложным бюрократическим названием – «Рекомендации по благоустройству объектов улично-дорожной сети» (версия 1.0). Этот документ, если говорить на «нормальном гражданском языке», регламентирует вопросы мощения камнями бордюров, укладки тротуаров, благоустройству екатеринбургских парков, улиц и пешеходных зон. Особо было отмечено на презентации, что эти рекомендации разработаны в соответствии с упором на удобство пешеходов и их безопасность.
«Рекомендуемая минимальная ширина тротуара составляет 1,8 метра, абсолютный минимум — 1,5 метра. Но если он примыкает к проезжей части или перпендикулярной парковке, то минимальная ширина должна быть не менее 2,4 метра. Исследования показали, что если тротуар запроектирован удобным для пешеходов образом, то это так же влияет на повышение качества жизни горожан… Что касается общественных пространств, то для современного города наличие сервисов, повышающих как физический комфорт, так и эстетические качества среды, увеличивает шансы публичного пространства на его привлекательность для жителей и наполненность социальной активностью», — рассказал начальник отдела Комитета по строительству Администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков
Конечно, стоит отдать должное тому, что власти наконец озаботились тем, как правильно должны выглядеть городские бордюры и тротуары. Но ведь мало спроектировать и построить – надо еще и своевременно убирать и следить за порядком на благоустроенных территориях. А с этим часто возникают проблемы. Вот что пишет в своем блоге, в частности, уральский депутат Евгений Зяблицев, регулярно ведущий депутатский прием граждан, в том числе и по вопросам ЖКХ, строительства и тому подобного.
«Геннадий Федорович Ширин с ул. Мичурина, 216 пожаловался на то, что жильцы дома давно, но безрезультатно ведут борьбу за уборку тротуаров от снега и наледи возле ресторана «Халиф», который находится рядом. В вопрос по тротуару у «Халифа» нужно срочно решать: в феврале на приеме у меня побывала горожанка, которая получила серьезные травмы, поскользнувшись возле этого ресторана (работа по данному обращению ведется); велика вероятность травмирования и других граждан. Подготовлены и направлены запросы в Администрацию Екатеринбурга и в Прокуратуру с требованием проверить соблюдение графика уборки проездов и тротуаров на этом участке, а также уточнить сроки проведения противогололедных мероприятий. Нарушения уже подтверждены Роспотребнадзором, но собственник помещения, где находится ресторан, уже больше года уклоняется от их устранения. Жильцам уже пора обращаться в суд», — написал депутат Евгений Зяблицев в своём Живом Журнале.
Как видим, вышеупомянутая методичка к тому времени уже была разработана и презентована, а тротуары в городе по-прежнему остались небезопасны для свердловчан. Конечно, к мэрии города в связи с этим лишних претензий не предъявишь – ведь правила из методички относятся не ко всем подрядчикам и застройщикам уральской столицы, а только тем, кто непосредственно работает по заказу муниципалитета.
«Это наш эксперимент. Комитет не может приказать всему городу: делайте так, а не иначе, поэтому пока наши требования будут внедряться на объектах, которые курирует наше МКУ «Управление капитального строительства города Екатеринбурга». Примером применения принципов, которые мы раскрываем в методичке, может стать, например, отрезок улицы Союзной, который мы строили вместе со школой N 18», — заявил начальник отдела комитета по строительству администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков
С тех пор прошло еще почти полгода, а в приемную Евгения Геннадьевича Зяблицева продолжают обращаться люди все с теми же проблемами. В общественной приемной депутата журналистам сообщают, что в августе сразу несколько человек обратились с жалобами на плохое и небезопасное состояние городских тротуаров.
«Главным образом люди жаловались на участок на улице Варшавской от дома 2б до остановки “Птицефабрика” и на ямы на Сибирском тракте между домами №15 и №17. По данным жалобам юристами общественной приемной были составлены запросы в мэрию. Согласно ответу из горадминистрации, ремонт обозначенных участков внесен в план на III квартал 2016 года», — сообщило агентство «Уралинформбюро».
Частота обращения к депутатам объясняется еще и тем, что в условиях необходимости подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года, всяческих международных выставок, неуклонного роста автомобильного парка в Екатеринбурге, и т.п., Администрация города успевает поддерживать порядок (либо следить за необходимостью его поддержания со стороны «частников») в основном лишь на центральных магистралях, в то время как на периферию времени остается достаточно мало. Вот и приходится этими проблемами заниматься не исполнительной, как того требует закон, а законодательной власти.
Депутату Зяблицеву, впрочем, не привыкать. Вот уже более 20 лет он, бывший когда-то успешным бизнесменом, занимается политикой (а ведь для этого, выражаясь словами одного из бывших американских президентов, у человека «должна быть шкура толще, чем у бегемота»), дабы облегчить жизнь простым свердловчанам. И за эти годы ни он сам, ни сотрудники основанного им «Зяблицев-фонда» не очерствели душой, не отвыкли протягивать руку помощи людям, оказавшимся в сложной ситуации или просто пришедшим за советом или добрым делом.
Через две недели в Свердловской области, как и по всей России, состоится Единый день голосования. Кто-то будет выбирать своих представителей в Госдуму, а кто-то, как жители Среднего Урала – в местный парламент. Одним из кандидатов, баллотирующихся по одномандатному Октябрьскому избирательному округу №10 города Екатеринбурга, как раз и станет Евгений Геннадьевич Зяблицев. И, если жители Октябрьского района вновь, как бывало уже не раз, поддержат парламентария своими голосами – у нашего города станет еще чуть больше шансов, дабы остаться красивым и нарядным не только в памяти жителей на День города, новых купюрах (если, конечно, удастся выиграть соответствующий конкурс), или во время визита высоких гостей. Фамилия «Зяблицев» – это давно уже гарантия добросовестного и честного отношения и к своим делам, и к делам других людей. Пусть же эти гарантии продлятся еще как минимум несколько лет. Ведь этого заслуживает и наш Екатеринбург, и все мы, живущие в столице Урала.