2017 год начался для екатеринбуржцев с двух плохих транспортных новостей. Первую — повышение стоимости проезда на 2 рубля (до 28) — горожане приняли более-менее спокойно. Зато вторая — внедрение новой маршрутной схемы с 1 июля 2017 года — собрала ураган недовольства. Жители уральской столицы были настолько раздосадованы, что устроили интернет-атаку на одну из разработчиц проекта — Ларису Бузунову. В соцсети ей начали поступать угрозы расправы. В итоге женщина написала, что больше не будет читать и отвечать на комментарии в «Фейсбуке».
Компания-разработчик схемы «Город.Pro», наверное, хотела сделать как лучше. За огромные деньги они привезли профессионала из Америки Джарретта Уокера — и проанализировали огромный массив информации. Задумка была хорошая: убрать дублирующие маршруты и сделать, как в Европе — чтобы было удобно и понятно. То есть сократить по максимуму число маршрутов и при этом сохранить количество единиц транспорта. В результате пересадок горожанам придется делать больше, но ходить автобусы должны чаще — каждые 5-7 минут.
Но это в идеале. А по факту екатеринбургские чиновники вместе с маршрутами «порезали» и единицы транспорта. Как заявил председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети горадминистрации Игорь Федотов, количество подвижного состава (речь идет о маршрутках) уменьшится более чем на 700 единиц. А сами перевозчики уверены, что с рынка уйдут все 1 300 маршруток. Схема придумана таким образом, что транспорт малой вместимости сможет работать только на окраинах — на нерентабельных маршрутах, куда никто из частников не пойдет.
«Делается ставка только на муниципальный транспорт, но как он будет справляться без частного — не представляю. Сейчас у «МОАП» из-за постоянных поломок на линию выходит только 40-50% автобусов. Результат будет такой: возврат в советские времена, когда в общественный транспорт было не влезть. Нами, например, сейчас обслуживается 4 маршрута, и все они закрываются, — сообщил руководитель компании «Декар» Сергей Ельцов. — что нас ждет? Например, сейчас из микрорайона Академический 8 маршрутов. Останется 1. 04 маршрут едет с базы ОМОН до КОРа по Малышева. Этого маршрута тоже не будет — будет 2 или 3 автобусных маршрута по Малышева, но с базы ОМОН до КОРа не будет ни одного. 042 маршрут «Химмаш — метро «Ботаническая» также закрывается, и альтернативы ему не будет. 053 маршрут от Уралмаша до Эльмаша будет ходить теперь с Эльмаша до «Карнавала».
Представители власти в транспортном скандале спешат обвинить «Город.Pro» — мол, не поработали с общественным мнением. Не рассказали пенсионерам, как по морозу скакать с одной маршрутки на другую. Но складывается мнение, что задумку разработчиков чиновники попросту исковеркали, авторов идеи — подставили.
У перевозчиков есть весьма реальная версия происходящего. Они уверены, что администрация города хочет «подмять» под себя весь общественный транспорт и «поддомкратить» убыточные «МОАП» и «ЕТТУ».
«Муниципалитет покупает автобусы, а у коммерсантов нет таких денег. Муниципальный транспорт получает субсидии, а частники — нет. И, даже несмотря на все это, муниципальный транспорт проиграл. Чтобы переломить эту ситуацию, придумали способ избавиться от частников. О людях никто не подумал. Как они будут ездить? Куда пойдут уволенные из частного транспорта 6 тысяч человек?», — комментирует С. Ельцов.
Косвенно это мнение подверждают и в коридорах власти. Развернута борьба за очистку улиц Екатеринбурга с «серыми» перевозчиками, которые не платят налоги и лихачат. Идея здравая. «Уралинформбюро» минувшим летом рассказывало о нашествии в Екатеринбург перевозчиков из Березовского, которые устроили на дорогах мегаполиса бойню между собой. Но в уральской столице есть и частные транспортные компании, хорошо зарекомендовавшие себя. Их тоже под нож?
Новая схема изначально разрабатывалась под муниципальный транспорт. Ее заказчиком выступало «Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление». Чей бывший директор Александр Мирошник в свое время занимался «модернизацией» подвижного состава с огромной выгодой для себя — за что и получил судимость. Когда документ «пропускали» через обязательную ныне процедуру Оценки регулирующего воздействия, в обсуждении принимали участие только «МОАП» и Уральская торгово-промышленная палата. Больше никого не спросили.
«Лично мне стыдно за коллег, которые принимали участие в этой профанации. Выстраивание именно такой системы ОРВ – показатель отношения чиновников из администрации Екатеринбурга к бизнесу. Эти ребята уважают только силу. Когда, наконец, государство — нет, не губернатор Свердловской области, а именно государство — начнет соблюдать свои собственные решения в отдельно взятом городе Екатеринбурге? Это уже становится непреодолимым препятствием и источником рисков для всех», — поделился своим мнением экономист Александр Трахтенберг.
Частные перевозчики, отправлявшие письма в городскую администрацию, в которые там никто так и не вчитался, намерены пойти на крайние меры. Одна из них — в ближайшее время устроить мегаполису двухдневную «адскую» жизнь по новой схеме.
«Такие радикальные предложения есть, они рассматриваются, обсуждаются. Конечно, по моему мнению, враз взять и отменить все маршруты — это неправильно. Надо было для начала отработать схему на отдельно взятом районе. К примеру, начать с Сортировки и посмотреть, к чему это приведет», — поделился своим мнением директор НП «Городские пассажирские перевозки» Юрий Минин.
Говорите, хотели «как в Европе»? Но тогда надо представить европейский город с населением и размером Екатеринбурга. Его население, как правило, посещает центр в Рождество или в гей-парад, если это кого-то интересует. А в остальное время оно живет, работает, учится, болеет, ходит в магазин, баню, кафе, кинотеатр в своем районе. Назвать его гетто как-то язык не поворачивается. Но формально это — резервация.
Рискнем предположить, что, если транспортную схему в нынешнем извращенном виде реализуют, уральская столица превратится в несколько районов-резерваций. Горожане окажутся запертыми в ограниченных пространствах и с огромными сложностями смогут выехать оттуда в центр или другой район города без личного автотранспорта. Впрочем, частным «железным коням» тоже прибавится пробок. А ведь так исторически сложилось, что рабочие места, школы, вузы, кинотеатры для многих екатеринбуржцев «за тридевять земель». Заводы в районах-резервациях и те давно дышат на ладан.
Областные власти, увидев разворачивающийся коллапс, схватились за голову. Проверку начала прокуратура. Спикер парламента Людмила Бабушкина поручила руководителю профильного комитета разобраться в фантазиях администрации. Депутат Екатеринбургской гордумы Константин Киселев выступил с предложением создать специальную рабочую группу, чтобы обсудить предлагаемую схему.
«Работа проделана огромная, но совершенству нет предела. Например, мне непонятно, что при внедрении этой схемы будет с пенсионерами. Сейчас трамвайные, троллейбусные остановки не состыкованы между собой – надо идти 50-100 метров от одной к другой при пересадках, для пенсионеров это будет тяжело. Продумывание подобных элементов потребует денег. Не хватает межрайонных маршрутов, чтобы не ездить в районы через центр», — прокомментировал Киселев.
Депутат Заксобрания Свердловской области Евгений Зяблицев сравнил транспортные нововведения с реформой здравоохранения. «Существующая система общественного транспорта не устраивает практически никого. Она неудобна. Вместо ее усовершенствования нам фактически предлагают сделать новую. Насколько та будет хороша – судить сложно. Информации для этого слишком мало. Фактически нам предлагают сегодня поверить ее авторам на слово. Но у нас уже есть опыт подобных обещаний – это прошедшая в Свердловской области «оптимизация здравоохранения», когда нам также предлагали на слово поверить, что новая система будут удобнее и качественнее прежней, а на деле результат вызвал множество нареканий и проблем. И это совпадение вызывает беспокойство», — пояснил народный избранник.