Евгений Зяблицев назвал новую транспортную схему маршрутовредительством

2017 год начался для екатеринбуржцев с двух плохих транспортных новостей. Первую — повышение стоимости проезда на 2 рубля (до 28) — горожане приняли более-менее спокойно. Зато вторая — внедрение новой маршрутной схемы с 1 июля 2017 года — собрала ураган недовольства. Жители уральской столицы были настолько раздосадованы, что устроили интернет-атаку на одну из разработчиц проекта — Ларису Бузунову. В соцсети ей начали поступать угрозы расправы. В итоге женщина написала, что больше не будет читать и отвечать на комментарии в «Фейсбуке».

Компания-разработчик схемы «Город.Pro», наверное, хотела сделать как лучше. За огромные деньги они привезли профессионала из Америки Джарретта Уокера — и проанализировали огромный массив информации. Задумка была хорошая: убрать дублирующие маршруты и сделать, как в Европе — чтобы было удобно и понятно. То есть сократить по максимуму число маршрутов и при этом сохранить количество единиц транспорта. В результате пересадок горожанам придется делать больше, но ходить автобусы должны чаще — каждые 5-7 минут.

Но это в идеале. А по факту екатеринбургские чиновники вместе с маршрутами «порезали» и единицы транспорта. Как заявил председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети горадминистрации Игорь Федотов, количество подвижного состава (речь идет о маршрутках) уменьшится более чем на 700 единиц. А сами перевозчики уверены, что с рынка уйдут все 1 300 маршруток. Схема придумана таким образом, что транспорт малой вместимости сможет работать только на окраинах — на нерентабельных маршрутах, куда никто из частников не пойдет.

Евгений Зяблицев назвал новую транспортную схему маршрутовредительством

«Делается ставка только на муниципальный транспорт, но как он будет справляться без частного — не представляю. Сейчас у «МОАП» из-за постоянных поломок на линию выходит только 40-50% автобусов. Результат будет такой: возврат в советские времена, когда в общественный транспорт было не влезть. Нами, например, сейчас обслуживается 4 маршрута, и все они закрываются, — сообщил руководитель компании «Декар» Сергей Ельцов. — что нас ждет? Например, сейчас из микрорайона Академический 8 маршрутов. Останется 1. 04 маршрут едет с базы ОМОН до КОРа по Малышева. Этого маршрута тоже не будет — будет 2 или 3 автобусных маршрута по Малышева, но с базы ОМОН до КОРа не будет ни одного. 042 маршрут «Химмаш — метро «Ботаническая» также закрывается, и альтернативы ему не будет. 053 маршрут от Уралмаша до Эльмаша будет ходить теперь с Эльмаша до «Карнавала».

Представители власти в транспортном скандале спешат обвинить «Город.Pro» — мол, не поработали с общественным мнением. Не рассказали пенсионерам, как по морозу скакать с одной маршрутки на другую. Но складывается мнение, что задумку разработчиков чиновники попросту исковеркали, авторов идеи — подставили.

У перевозчиков есть весьма реальная версия происходящего. Они уверены, что администрация города хочет «подмять» под себя весь общественный транспорт и «поддомкратить» убыточные «МОАП» и «ЕТТУ».

«Муниципалитет покупает автобусы, а у коммерсантов нет таких денег. Муниципальный транспорт получает субсидии, а частники — нет. И, даже несмотря на все это, муниципальный транспорт проиграл. Чтобы переломить эту ситуацию, придумали способ избавиться от частников. О людях никто не подумал. Как они будут ездить? Куда пойдут уволенные из частного транспорта 6 тысяч человек?», — комментирует С. Ельцов.

Косвенно это мнение подверждают и в коридорах власти. Развернута борьба за очистку улиц Екатеринбурга с «серыми» перевозчиками, которые не платят налоги и лихачат. Идея здравая. «Уралинформбюро» минувшим летом рассказывало о нашествии в Екатеринбург перевозчиков из Березовского, которые устроили на дорогах мегаполиса бойню между собой. Но в уральской столице есть и частные транспортные компании, хорошо зарекомендовавшие себя. Их тоже под нож?

Евгений Зяблицев назвал новую транспортную схему маршрутовредительством

Новая схема изначально разрабатывалась под муниципальный транспорт. Ее заказчиком выступало «Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление». Чей бывший директор Александр Мирошник в свое время занимался «модернизацией» подвижного состава с огромной выгодой для себя — за что и получил судимость. Когда документ «пропускали» через обязательную ныне процедуру Оценки регулирующего воздействия, в обсуждении принимали участие только «МОАП» и Уральская торгово-промышленная палата. Больше никого не спросили.

«Лично мне стыдно за коллег, которые принимали участие в этой профанации. Выстраивание именно такой системы ОРВ – показатель отношения чиновников из администрации Екатеринбурга к бизнесу. Эти ребята уважают только силу. Когда, наконец, государство — нет, не губернатор Свердловской области, а именно государство — начнет соблюдать свои собственные решения в отдельно взятом городе Екатеринбурге? Это уже становится непреодолимым препятствием и источником рисков для всех», — поделился своим мнением экономист Александр Трахтенберг.

Частные перевозчики, отправлявшие письма в городскую администрацию, в которые там никто так и не вчитался, намерены пойти на крайние меры. Одна из них — в ближайшее время устроить мегаполису двухдневную «адскую» жизнь по новой схеме.

«Такие радикальные предложения есть, они рассматриваются, обсуждаются. Конечно, по моему мнению, враз взять и отменить все маршруты — это неправильно. Надо было для начала отработать схему на отдельно взятом районе. К примеру, начать с Сортировки и посмотреть, к чему это приведет», — поделился своим мнением директор НП «Городские пассажирские перевозки» Юрий Минин.

Говорите, хотели «как в Европе»? Но тогда надо представить европейский город с населением и размером Екатеринбурга. Его население, как правило, посещает центр в Рождество или в гей-парад, если это кого-то интересует. А в остальное время оно живет, работает, учится, болеет, ходит в магазин, баню, кафе, кинотеатр в своем районе. Назвать его гетто как-то язык не поворачивается. Но формально это — резервация.

Рискнем предположить, что, если транспортную схему в нынешнем извращенном виде реализуют, уральская столица превратится в несколько районов-резерваций. Горожане окажутся запертыми в ограниченных пространствах и с огромными сложностями смогут выехать оттуда в центр или другой район города без личного автотранспорта. Впрочем, частным «железным коням» тоже прибавится пробок. А ведь так исторически сложилось, что рабочие места, школы, вузы, кинотеатры для многих екатеринбуржцев «за тридевять земель». Заводы в районах-резервациях и те давно дышат на ладан.

Областные власти, увидев разворачивающийся коллапс, схватились за голову. Проверку начала прокуратура. Спикер парламента Людмила Бабушкина поручила руководителю профильного комитета разобраться в фантазиях администрации. Депутат Екатеринбургской гордумы Константин Киселев выступил с предложением создать специальную рабочую группу, чтобы обсудить предлагаемую схему.

Евгений Зяблицев назвал новую транспортную схему маршрутовредительством

«Работа проделана огромная, но совершенству нет предела. Например, мне непонятно, что при внедрении этой схемы будет с пенсионерами. Сейчас трамвайные, троллейбусные остановки не состыкованы между собой – надо идти 50-100 метров от одной к другой при пересадках, для пенсионеров это будет тяжело. Продумывание подобных элементов потребует денег. Не хватает межрайонных маршрутов, чтобы не ездить в районы через центр», — прокомментировал Киселев.

Депутат Заксобрания Свердловской области Евгений Зяблицев сравнил транспортные нововведения с реформой здравоохранения. «Существующая система общественного транспорта не устраивает практически никого. Она неудобна. Вместо ее усовершенствования нам фактически предлагают сделать новую. Насколько та будет хороша – судить сложно. Информации для этого слишком мало. Фактически нам предлагают сегодня поверить ее авторам на слово. Но у нас уже есть опыт подобных обещаний – это прошедшая в Свердловской области «оптимизация здравоохранения», когда нам также предлагали на слово поверить, что новая система будут удобнее и качественнее прежней, а на деле результат вызвал множество нареканий и проблем. И это совпадение вызывает беспокойство», — пояснил народный избранник.

eugene_z

Приёмные